Рекомендации по формированию ассоциативного мышления дошкольников.

 

Прежде всего, для работы в этом направлении необходимо создать определенные условия, это:

  • Создание развивающей среды, которая бы стимулировала и обеспечивала активную мыслительную деятельность детей.
  • Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
  • Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы, широкого подхода к решению проблемы.
  • Общение с искусством.
  • Наличие необходимых и разнообразных материалов (наглядные пособия, цветные карандаши, разнофактурная бумага и др.)
  • Сочетание программного содержания и требований музыкальных занятий с проявлением творческой инициативы самого ребенка.
  • Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий.
  • Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

 

Формирование ассоциативно-образного мышления осуществляется с помощью следующих действий: слушание, а затем сравнение с окружающей действительностью (цветом, погодой, растениями, животными, настроениями), движениями (головой, жестами, топаньем, телом в такт музыки, танцев, ходьбы, бега, дирижирования), пением, игрой на музыкальных инструментах, художественной деятельностью (рисование, чтение стихов, словесная передача своего настроения). Или наоборот, предварительный рассказ и беседа, затем слушание и обсуждение того, как это явлении отобразил композитор. Главный принцип работы – детям должно быть понятно и интересно.

Одним из приемов развития ассоциативно-образного мышления могут стать загадки.  Которые являются не только источником новых знаний, а так же развивают фантазию детей, с их помощью дошкольники с интересом включаются в мыслительное творчество.

Одним из основных способов для формирования ассоциативного мышления  служат творческие задания. Например: на что похоже это облако? (ветка, звук, музыкальный мотив, и тому подобное). Интересно описание конкретных явлений окружающего мира (голос зверей, пение птиц, шелест листвы) с тем, чтобы другие дети угадали, о чем идет речь. Здесь уместны и игры или пантомимические упражнения «Угадай настроение», «Общение жестами», «Угадай героя сказки», «Что на что похоже?». Все эти задания способствуют развитию видения, слышания и умения замечать выразительные свойства предметов и явлений.

 

Для формирования ассоциативного мышления хорошо подойдут такие упражнения:

  1. Назовите ребенку какой-нибудь предмет или существо и попросите ребенка по памяти описать его. Помогите наводящими вопросами: какого он размера, цвета, формы, как двигается, где живет, что ест, на что похож? Что ты подобное видел раньше? И так далее.
  2. Попросите ребенка перевоплотиться в какой-нибудь объект и изобразить его: Я — кошка, Я — барабан, Я — лошадка, Я-паровозик, Я — птица… Затем мы ставим послушать отрывок пьесы из «Карнавала животных» К. Сен-Санса «Лебедь» и просим ребят отгадать, кого им напоминает эта музыка. Изображаем лебедя под музыку.
  3. Составить цепочку ассоциаций, которую начинает какое-либо слово-символ или образ (например, бабочка), далее произносится другое слово или образ, свободно возникший по ассоциации и так далее. Например, такая цепочка: бабочка: красивый цветок, хрупкие крылышки, изящный полет, голубое небо, самолет… Далее слушаем отрывок из пьесы №1 цикла «Бабочки» Р. Шумана, затем отрывок из пьесы «Колыбельная слона» К. Дебюсси и просим рассказать кто, где изображен и почему? Дети с радость описывают разницу между легкой парящей пьесой изображающей бабочку и медленной, тяжелой музыкой, изображающей слона.
  4. Дается два слова (например, мороз и снежная горка). Требуется найти цепочку слов-образов, которая начиналась бы первым словом и заканчивалась вторым.
  5. Называют два или три слова и просят ребенка подобрать к ним другие слова, которые сочетались бы с данными по любому признаку. Например, исходные слова: красный, мягкий. По ассоциации можно назвать: помидор, мандарин, апельсин, слива, желе, малина… Предлагаем послушать вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» и охарактеризовать его цвет, образ, который возник во время прослушивания.

Так же одним из способов развития ассоциативного  мышления могут стать разнообразные игры, рисование, аппликации, слушание сказок, постановка небольших сценок, и другие виды детской продуктивной деятельности.

Например:

Игра «Хорошо – Плохо».

Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, то есть не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудобно. Например: барабан.

— Нравится как он звучит. Не нравится что круглый.

— Хорошо, что подвешивается на веревочке; плохо, что палочки отдельно – можно потерять.

— Удобно переносить с места на место, но неудобно играть на нем вдвоем.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (дружить — хорошо, драться — плохо). После этого предлагаем прослушать пьесу Д.Б. Кабалевского «Клоуны» и охарактеризовать её героя, а затем связать их ассоциации с настоящими клоунами, виденные ими в цирке или по телевизору, описать предлагаемые картинки. И снова прослушать ту же пьесу. После предварительного разговора, повторного прослушивания характеристики главного героя пьесы становятся более детальными, глубокими.

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению«положительных» и «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

— Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью — мешает уснуть.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная «цепочка». Например:

— Есть шоколад хорошо — вкусно, но может заболеть живот;

— Живот болит — это хорошо, можно в детский сад не ходить;

— Сидеть дома — плохо, скучно;

— Можно пригласить гостей — и так далее.

Игра «Теремок». Детям раздаются картинки различных предметов, или сами предметы: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже сделана из дерева.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется «на ходу».Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.

В результате ребёнок  вовлекается в непрерывную поисковую деятельность, что создает  условия для  развития его познавательных интересов, формирует стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в себе, в возможностях своего интеллекта. Развивая творческую личность, мы развиваем человека, испытывающего удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от творчества, от решения задач.